Автобусы ЛиАЗ с низким полом
Только до 30 июня специальная цена на Гидромоторы системы охлаждения автобусов. В наличии BOSCH , Casappa , Petaletka , Гидросила . Самые низкие цены в России. 

Автобусы ЛиАЗ с низким полом

Процесс наведения мостов

В сознании современного российского перевозчика трансмиссия автобуса ЛиАЗ обязательно ассоциируется с автоматической коробкой, имеющей гидротрансформатор. Естественно, и низкопольное семейство не является исключением. На самом маленьком низкопольнике ЛиАЗ‑429260 применяется АКПП ZF 6AP‑1000B семейства EcoLife с шестью диапазонами.
На ЛиАЗ‑5292 тоже ставится коробка ZF EcoLife, но рассчитанная под больший крутящий момент двигателя – ​до 1400 Н.м, это отражается в обозначении: ZF 6AP‑1400B. На сочлененном ЛиАЗ‑6213 применяют эту же коробку. Особенность современных автоматов ZF с ГМП – ​тонкое электронное управление и блокировка гидротрансформатора на каждой из передач. Этим достигается экономия топлива до 5 процентов по сравнению с «автоматами», у которых меньше чем шесть скоростей. Суммарный диапазон передаточных чисел с учетом механических передач и коэффициента прозрачности гидротрансформатора – ​от 12,5 до 1,0. Конечно же, гидротрансформатор используется и как тормоз-замедлитель, причем его интегрируют в рабочую тормозную систему. В городе такое торможение позволяет сберечь колодки.
Большое значение имеет тот факт, что на современных двигателях ЯМЗ картер маховика выполняют в соответствии с размерами стандарта SAE: SAE 1 для ЯМЗ‑536 или преимущественно SAE 2 на ЯМЗ‑534. То есть можно поставить любую коробку, к которой больше привыкли в конкретном автобусном парке. Поэтому на ЛиАЗах в зависимости от комплектации автобуса, от желания заказчика могут применяться и «автоматы» других производителей. На ЛИАЗ‑429260 ставят АКП Allison transmission Т2100 или Allison Т270. Это тоже 6-диапазонная коробка, и тоже с блокировками гидротрансформатора на каждой передаче. Причем американские коробки серий Allison Т325 и Allison Т270 уже ставят на ЛиАЗы с газовыми двигателями ЯМЗ. На ЛиАЗ‑5292 и ЛиАЗ‑6513 вместо АКП ZF ставят коробки Voith DIWA D 864, они с четырьмя диапазонами.
Понятно, что импортная автоматическая коробка сильно увеличивает цену автобуса. А какая есть альтернатива вообще АКП, в частности, импортным «автоматам» на ликинских городских автобусах? Во-первых на ЛиАЗ‑429260 (он же ГАЗ Kursor), ориентированный на работу не в крупных городах, а в различных райцентрах или на маршрутах со средним пассажиропотоком, вполне можно установить механическую коробку. Конечно, под таким низким полом тяги или тросы проложить сложновато. Но вполне возможно применение электро-пневматического управления коробкой. В начале 2000-х годов такой привод ставили на экспериментальные «Уралы», над таким же приводом работали в Набережных Челнах. Специалисты Смоленского автоагрегатного завода (СААЗ), который выпускал коробки для ЗИЛа и среднетоннажных МАЗ‑4370, вообще обещали сделать чуть ли не коробку-«робот». Так что вполне реально реанимировать такой привод и адаптировать его к 5-ступенчатой ярославской коробке именно для «Курсора». Схожее техническое решение вполне реализуемо и для 12-метрового автобуса. Однако для сочлененного ЛиАЗ‑6213, с его толкающим прицепом, ничего лучше коробки-автомата с ГМП ​не придумать. И по нашим сведениям, в «Группе ГАЗ» работают над собственным семейством автоматических коробок с гидротрансформатором. В качестве аргумента в пользу российской АКП можно вспомнить «автоматы», которые стояли на горьковских «Чайках» ГАЗ‑13 и ГАЗ‑14. На новом витке развития технологий вполне можно войти в ту же самую воду во второй раз.
Если бегло посмотреть на ведущие мосты низкопольных ЛиАЗов, то по отсутствию планетарных ступичных редукторов может показаться, что они одноступенчатые, гипоидные. На самом деле шестерен в них не намного меньше, чем в мосту с обычными планетарками. Здесь применяются ведущие портальные мосты фирмы ZF с очень хитрыми бортовыми редукторами. Схематически они схожи с армейскими мостами УАЗ или с мостами Mercedes-Benz Unimog, или с Volvo Laplander. Только для автобуса балку надо не поднимать выше оси вращения колес, а наоборот, опускать.
Концерн ZF Friedrichs-hafen AG занимается разработкой и производством портальных ведущих мостов с 1982 года. Сегодня парк автобусов с портальными мостами ZF насчитывает более 120 тысяч по всему миру. Сравнительно недавно выпускали оси ZF AV 132. Сейчас в ходу уже третье поколение – ​AV 133, которое стоит на конвейере с 2011 года. Конструкция моста позволяет уменьшить уровень пола в автобусе с 205 до 405 мм, конечно же, с учетом применения соответствующих шин. Для облегчения ведущего моста с сборе с подвеской провели замену чугунного кронштейна пневмоподвески алюминиевым. Тем самым скинули 45 кг массы. Улучшение качества обработки шестерен влияет на экономичность и снижение шума, причем главная передача обязательно смещена к левому борту и может быть в трех исполнениях по углу установки ведущей шестерни: 80, 87 и обычная  – ​90 градусов. При этом кроме центральной конической главной передачи есть пара бортовых (но не ступичных!) редукторов с цилиндрическими шестернями наружного зацепления. Зацепление – ​двухпоточное, с паразитными шестернями. Именно мосты ZF AV 133 с передаточным числом 6,2 ставят на ЛиАЗ‑5292, а на ЛиАЗ‑6213 его дополняют пассивным портальным мостом для подобных «гармоней» AVN 132. Концепция городского низкопольного автобуса ЛиАЗ‑429260 ГАЗ Kursor длиной 9,5 метра при ширине 2 500 мм вообще оказалась очень редкой. При сопоставимой длине у конкурентов существуют более узкие автобусы, хотя что-то подобное есть у итальянцев; по этой тематике работают китайцы и турки. А в России он уже на конвейере! Здесь применяют тоже задний мост ZF, но разработанный немцами специально для ЛиАЗ- 4292 модели AV 110. У него конический редуктор расположен по центру, но опять-таки со смещенным расположением ведущей шестерни. Бортовые редукторы тоже с шестернями наружного зацепления, суммарное передаточное число i=5,78. Одна из особенностей этого моста – ​нагрузка меньшая по сравнению с AV 133: 9400 против 11 500 килограммов. Поэтому и диски колес с 8 шпильками под шины 19,5 дюйма, а не с «десяткой» под 22,5.
Появятся ли отечественные портальные мосты? В Ликино еще в 1995 году спроектировали низкопольный автобус ЛиАЗ‑5256НП, тогда на нем стояли венгерские мосты Raba. Минский автомобильный завод с началом выпуска автобусов тоже планировал освоить выпуск низкопольников. Портальный мост должны были разработать свой, как говорят, на основе моста ZF AV 101, то есть первого поколения. Однако проект остался нереализованным. В современной России есть надежда на то, что выпуск портальных мостов все же освоят в Чувашии на Канашском автоагрегатном заводе, входящем в «Группу ГАЗ». Там еще в 2000 году наладили выпуск ведущих мостов для ЛиАЗ‑5256. Разговоры о портальных мостах КААЗа идут давно, но пока результата нет. Поэтому для низкопольных ЛиАЗ‑5292 и ЛиАЗ‑6213 взамен мостов ZF предлагают портальные мосты китайской фирмы Hande Axle, входящей в корпорацию Shaanxi Heavy Duty Automobile. Там применяются лицензии MAN. На самосвалах мосты Shaanxi работают неплохо, но как поведут себя автобусные портальные пока неизвестно. Как говорится, ​время покажет.

назад к списку